Стоя на вершине, я безуспешно пытался "поймать" сотовую связь. В трех метрах слева от меня стоял крест, высотой больше человеческого роста. Внизу раскинулись верховья долины Белой. Камешки слегка похрустывали под подошвами ботинок. Светило солнце, ветра не было. "Добрый день" - донеслось до меня сзади.
***
Долго ли, коротко ли мы ехали, но скоро оказались на Яворовой поляне. Попрощавшись с водителем, двинулись к речке Армянке. Водитель сказал, что на всякий случай постоит тут еще полчаса, вдруг кто из нас вернется. Шутки-шутками, а может быть всякое. Но мы не намерены были получать травмы и бежать назад на поляну.
Через горы, через лес Мы придем в страну чудес.
Действительно, мы прошли через перевалы Гузерипль, Армянский и оказались на поле чудес, то бишь приют Фишт. По дороге увидели большую группу детей. Сами мы общались. Но позволить себе такую роскошь мы могли только на привалах. Любовались же мы цветами и плодами рельефотворчества природы постоянно. Вид на приют Фишт с Армянского перевала. На поляне стоят полатки в траве, вокруг ходят люди. В сторонке два дома, из труб вьется дымок. Прямо перед нами стены Фишта, чуть поодаль - скальники Оштена. Вся эта обстановка навевала мысли о курорте. Этакое Шамони на Кавказе. Вечером даже приятно пройтись по поляне, на которой расположен приют. Пока такие мысли крутились у меня в голове, мы поставили палатки, сделали ужин и пошли погулять. Действительно, курорт. Дым из труб, заливистый смех из палаток, стройные девушки с ледорубами в руках, мужчины в камуфляже, игры в мяч - что еще нужно взору альпиниста?
***
В этот вечер мы видели на Фиште, на высоте около 2200, свет фонариков. Там ночевали альпинисты, один из которых получил травму, сорвавшись со скал. Утром за ними прилетел вертолет. Мы в это время поднимались на гору и, когда была возможность, смотрели на пролетающую технику.
Машина прямо над нашими головами закладывала круги вокруг пострадавших, ее постоянно сносил ветер, пилот не мог удержаться над одной точкой. Шум винтов сопровождал нас почти все это время. Наконец всех людей забрали на борт (мы этого не видели, были за перегибом) и высадили на приюте. Официальную версию происшедшего можно почитать тут. Вертолет прилетел, когда мы уже прошли Красные скалы.
Когда вертолет взлетал с приюта, мы подходили к леднику. На нем лежал фирн, лишь только узенькая полоска шириной в 4 метра была обнажена. Лед холодно блестел на солнце. Одев кошки, мы двинулись к местечку, которое я про себя уже давно окрестил изюминкой. Вот это место (фото с сайта Дмитрия Ковинова): Кстати, тем, кто еще не был на Фиште, но хочет там побывать, рекомендую просмотреть страницу этого сайта, посвященную восхождению на Фишт. Замечу, что народ после нас ломился в лоб на ледник, а не траверснул к этой изюминке. Бедолаги. Легкий переход по скалам и мы оказались перед снежником. Прошли его в самом узком месте. Народ же после нас снова ломился в жутко неудобном месте на снежнике. Даже несмотря на наши следы. Черный альпинист им судья. Мы вышли в 5:20, на вершине были первыми, в 11:08. Через несколько минут к нам стал подходить народ. Кто в кедах, кто в шортах, кто в касках.
Одеваться можно как угодно, только "не глумиться над горами и не вести себя с ними запанибрата", как сказал бывший в нашем восхождении инструктором Сергей. Приют Фишт с вершины Фишт: Также с вершины открывался вид на гребень, видный и со стороны Водопадистого: Назад мы спустились около 15:30. По пути Виталий разглядел единственную пока трещину возле льда на леднике. Восхождение было продолжительным, но не выматывающим. Во время восхождения я съел почти всю плитку горького шоколада и выпил литр воды. По приходу в лагерь мы, один за другим насладились свежестью вод Белой.
***
На утро следующего дня мы ушли домой. Спасибо тем, кто принимал участие в походе: Сергею, Сереже, Вите, Виталию и мне.
|